Интересно, что некоторые исследователи считают причиной распространения христианства в средневековой Японии схожесть строгих законов братства иезуитов – и японского представления о долге «он» и «гири».
«Он» – долг перед родителями и императором. Его не оплатить – так же безмерно почтение к Создателю. Быть «рабом божьим» и «вечным должником» – много общего.
То, что даймё (местным «князькам») контакты с европейцами были выгодны – это понятно. В первую очередь, огнестрельное оружие, ну и ткани, вино и проч. Европейцы начали работорговлю, а покупали в первую очередь женщин. «Дочь за ружьё» – нормальный обмен в стране, где голод всегда рядом, а войны не прекращались последние 300 лет.
В Нагасаки португальцы подгребли под себя весь город, и пока Токугава не сказал «не понял?», они успешно продолжали вести бизнес и спасать души.
Но вот обычные люди – крестьяне, торговцы, бедные самураи. Они же поверили истово, и шли на крест (в Японии после запрета христианства христиан чаще всего казнили именно так – и не только христиан. Узнали новый способ казни и использовали). Они СТАЛИ христианами, по зову сердца, так сказать.
Другая сторона вопроса: иезуитов и другие католические ордена сейчас выставляют в крайне невыгодном свете, хотя цели они преследовали довольно практические : извести ересь. Но поскольку параллельно шла борьба с властью королевской (и свистопляска с лже-папами времён Барбароссы – лишь один из тысячи эпизодов, плюс отделение англиканской церкви, + ...), а заодно– и с растущей ролью городов,
церковь, а с неё и религия – проиграли.
В истории побеждает тот, кто описывает историю, а городские писали живее, вкуснее и смешнее монастырских хронистов. Поэтому методы иезуитов однозначно – зло. Методы же благородных самураев – жестоко, но до чего прекрасно!
Иезуитам не дали докрутить. Они использовали те же методы: за любое отступление от генеральной линии – мучительная публичная смерть. Только пространство у них было поболе, да и с противниками «не повезло». Иначе...
Комментариев нет:
Отправить комментарий