На мой взгляд, главная проблема в обсуждении мотивов Энджера и Болдена – и на многих форумах она прослеживается – игнорирование времени.
Фильм охватывает период около12 лет. Главные герои за этот период перенесли очень много испытаний – действительно серьёзных, таких, которые не могут не изменить человека. Смерть, предательство, ранения, которые калечат...
РАЗНЫЕ ЭНДЖЕРЫ
Энджер, целующий ножку Джулии и Энджер, закапывающий «Болдена» ради кода к дневнику, Энджер, падающий с Оливией на матрас, и Энджер, посылающий свою любовницу к врагу – это разные люди.
Лорд, который ради славы и возможности «творить чудеса» отправился «в мир» – и фокусник, который стреляет в лицо самому себе. Воспринимать их как одного человека? Вряд ли.
Страсть к своему делу сама меняется и при этом меняет человека. То, к чему пришёл Энджер, схоже с полной утратой себя, и фокусы с двойником и престижем суть более выпуклая метафора этого преображения. В итоге не нужен уже ни секрет соперника, ни мастерство, ни слава – просто желание как-то это всё закончить.
Абсолютное опустошение. Это не совсем месть, потому что со временем Джулия и возможное счастливое будущее, которое она могла ему дать (вспомним эпизод, когда скрепящий зубами Энджер видит Болдена с женой и ребёнком) – всё это стало лишь воспоминаниями, иллюзиями, оправданиями, в которые он и сам не верит.
Он мог нанять убийц – но ему хотелось помучить Болдена. Заманить в ловушку, которую тот не пропустит – а потом самому стать престижем для соперника. Да ещё каким престижем!
Вот она – полная победа и самоудовлетворение, ради этого весь сыр-бор и суета, и те, кто недоумевают, зачем всё так сложно, расписываются в собственной неспособности понять мотивы профессионалов, живущих ради своего мастерства.
Профан пристрелит в тёмном переулке. Мастер – переиграет, чтобы взглянуть сверху вниз на поверженного соперника и торжествующе усмехнуться. А Энджер к тому моменту стал мастером. Иначе говоря, безумцем, у которого свой взгляд на цели и средства.
Действие ради действия, месть ради уничтожения, и лишь возможность видеть восторг в глазах зрителя как-то оправдывали тот ужас, в котором он находился.
Представить себя на его месте – мы, обсуждающие «был двойник, или клон, или перемещение» – и человек, с которым это происходит воочию. Непонятное, пугающее и касающееся тебя лично. И ни отказаться, ни проигнорировать. Ты просто используешь это и идёшь дальше. И пытаешься как-то жить с этим – с домом, где вдоль стен стоят аквариумы с утопленниками, у которых твоё лицо.
ВДВОЙНЕ
Болден, поделивший одну жизнь на двоих, тоже меняется – и каждый брат проходит через свои 12 лет, всё дальше отстранясь от другой «половинки». И кроме символа «творческой раздвоенности» и чисто технической «загадки», позволяющей Болдену выполнят свой супер-трюк (китайца он, как уже не раз отмечалось, угадал моментально), сосуществование двух близнецов в одной роли не сильно отличается от изменчивости каждого человека.
Только вот Болдену, хотя от «поделил на двоих» одну жизнь, приходится переживать каждое событие дважды – ведь связь между братьями гораздо выше любого партнёрства и просто хорошей братской дружбы.
Психологически они близки невероятно, это такое доверие, любовь и понимание, которое не всегда возможно с самим собой. Делить одну женщину. Жизнь. Врага. Дело. Еду.
Только осознать это: ни капли ревности и жадности. Да какая разница, кто из двоих «плохой», а кто хороший! И чей ребёнок...
Потерять пальцы (для фокусника это катастрофа) – и понять, что брат потерял пальца – и понять, что тебе тоже придётся – терять и рубить – и эту боль в двойном умножении пропускать через себя. И так каждый раз. Странно, что он (один из них или оба) сообще не сошёл с ума.
Они настолько близки, что не только материальное, но и вину радость и ответственность делят на двоих. Психологически привыкли – не только ради исполнения роли. У них же нет «моей жизни», личного пространства, куда никто не может проникнуть.
Но физически это разные люди – поэтому возможно расхождение. И при этом всё те же люди из плоти и крови – и потому могут ошибаться или что-то забывать. Даже забывать рассказать о том, что было, меняясь масками.
Кто именно завязал узел, убивший Джулию? Ну, остановимся на том, что Болден не хотел её убивать – но готов был рискнуть, ради эффекта. Профессиональный риск, на который и она была готова.
А после катастрофы страдал каждый из них. Энджер – если недруг, то товарищ и партнёр, Джулия была для него дорога. Полагаю «Что я наделал?» думал каждый из братьев.
Чувство вины заставило одного из них прийти на похороны. Скорее всего того, кто не был тогда на сцене – но кому из них двоих было тяжелее?..
Так что для оценки мотивации этот фактор – изменчивости человека во времени и слабость человеческой природы – надо учитывать постоянно. Хотя мудрёная композиция мешает и путает.
С такой точки зрения «двойников» и «клонов» оказывается гораздо больше. И как это обычно происходит в жизни, чёткую линию не провести.
НА ПОЛЮСАХ
Другая идея фильма, которая всерьёз зацепила: профессиональное «за гранью добра и зла» и человеческое различение этих двух понятий. Очень чёткое различение на самом деле. Но если профессия, дело, призвание занимают б0ольшую часть жизни, тебя начинает разрывать между целью и средствами.
С каждым из героев произошло нечто подобное, с разным уклоном – и здесь можно увидеть что-то вроде симметричной инверсии.
Вначале Болден был готов на всё ради профессии, а Энджер ставил под угрозу представление, целуя ножку жене на сцене.
В финале Энджер уничтожил самое себя, став воплощением престижа – человек, который рождается и живёт только ради этого момента, третьей части трюка, всё прочее – несущественно.
А Болдену фокусником уже не быть, его великий трюк больше не повториться – отныне он просто человек, отец девочки, о которой надо заботиться, отдельная личность, у которой есть только собственное одиночество и воспоминания.
Попытка сохранить равновесие между я-профессионалом и я-человеком провалилась у обоих. И в этом они страшно похожи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий