Пересмотрел я тут на днях фильм братьев Коэнов «Фарго». Вернее будет сказать, посмотрел в первый раз, потому что смотрел я его в 17 лет, а это был другой человек.
Так вот, этот фильм, который вроде бы на памяти, оказался отнюдь не «плацдармом» для «Старикам тут не место», как о нём вспоминали. Более того, он не годится даже на роль «подготовки к железной хватке».
Беру свои слова назад. «Железная хватка» не самый феминистический фильм. «Фарго» более прочих картин достоин этого звания. И не только потому, что беременная женщина-детектив, расследующая непростое дело, гоняющаяся за преступником и в итоге поймавшая его, намного круче девочки, мстящей за отца. Та девочка так и не вышла замуж. Та девочка осталась посередине между гендерами. Она – предтеча Мардж. А вот Мардж – это, пожалуй, то самое, что оправдывает все шизофренические выверты нынешнего феминизма.
Она никому ничего не пытается доказать и живёт в мире, где её принимают такой, какая она есть. Это гармония, которая не кажется чем-то таким нереальным, поскольку обеспечивают эту гармонию поступки и действия. Когда женщина-полицейский в любую погоду выходит из дома и едет на работу, да ещё и выполняет эту работу на «пять», ей не нужно декларировать своё равенство с мужчинами. Сама мысль о декларировании такого равенства в голову не приходит. Это, так сказать, мир честных перед собой и перед другими людей, которые принимают ближнего своего таким, каким у него получается быть.
Вообще, «Фарго» не про феминизм как таковой, а про честность семейных отношений (но без максимально полного раскрытия вопроса семьи о феминизме говорить бессмысленно).
В фильме представлено две семьи – настолько разные, насколько это возможно.
Одна семья лучится счастьем. Она идеальна, насколько это возможно. Нет ни малейших сомнений, что ребёнку, которого ждут, будет хорошо расти с такими родителями. Да и люди вокруг такой семьи заряжаются позитивом. И при этом эта семья настолько антистандартна, что может вызвать отвращение у очень многих людей, включая женщин, называющих себя феминистками.
Вторая семья внешне соответствует норме, но внутри – ложь, пошлость и ад. Идеальная жена, которая сидит дома и вяжет, легко сносит, когда её отец вытирает о её мужа ноги. Никакая мать – да и отец, собственно, видит в сыне «соседа по дому», не более. Дедушка – альфа-самец, который относится к дочери как к своей самке. Ну, а сам Джерри, бесхребетный, трусливый, убогий, не вызывает даже жалости. Хотя он живёт в рамках стандартов.
Джерри, его жена и её отец прилагают массу усилий, чтобы соответствовать стандартам гендерного поведения. «Правильная семья», «правильная работа», «правильные поступки». Они принесли себя в жертву тому, что называется стереотипами. Большинство так делает, но не у всех получается…
Напротив, семья Мардж и Норма на первый взгляд кажется перевёртышем, пародией на семью. Бой-баба с пистолетом – и художник, который носит ей покушать. Но к концу фильма оказывается, что настоящий мужчина тут Норм. Для Норма его жданный и ещё не родившейся ребёнок в тысячу раз дороже и ближе, чем для Джерри – сын-подросток. Норм нарисовал утку, которую напечатают на трёхцентовой марке (смейтесь! но что оставите после себя вы?) Именно на Норме «стоит» тот дом, куда возвращается Мардж после погонь и перестрелок.
А это ведь, блин, действительно важно: не стереотипы и стандарты, а результат. Дом есть, марка будет, преступник пойман, через два месяца родится ребёнок. Примечательно, что в мире Марджа и Норма не говорят о деньгах, процентах и скидках. Здесь на первом месте простые, приземлённые устремления: покушать, купить червей для рыбалки. И вот этот простой честный мир и оказывается «хранителем законности и порядка». А тот, другой, напротив, порождает преступления.
Коэны не особо зашифровывают мораль в своих фильмах. Напротив, неудобно бывает: «Что, всё так просто?» Вообще-то не так уж и просто. Но осуществимо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий