Необходимые уточнения:
Не могу утверждать, что жизнь моя отныне поделена на ДО «Престижа» и ПОСЛЕ, но какое-то изменения наблюдаются. Например, я опять отдаюсь больше кино, чем аниме. Но результат радует: благодаря этому бзику я посмотрел много всего интересного, на что раньше не хватало времени или сил.
…мля, когда же он выйдет на нормальном ДВД – я хочу услышать оригинал, в том числе и страшно узнаваемый боуивский голос!...
Когда я покупал «Бэтмена», меня спросили, не заболел ли я – это ж… ну, ёлы-палы – это ж бэтмен!
Я ответил: простите, но этого «Бэтмена» снимал Нолан. Я, если вы не против, испытываю чисто исследовательский интерес.
Нэ?
БЭТМЕН: НАЧАЛО
«Batman Begins»
Год: 2005
Режиссёр: Кристофер Нолан («Помни», «Бессонница», «Престиж»)
Сценарий: Дэвид С. Гойер («Блэйд 1,2,3»)
В ролях: Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Лайам Нисон, Гари Олдман, Морган Фриман, Рутгер Хауэр
Минусы лицензии: Одна звуковая дорожка. Только русский дубляж. Полный. Сцуки.
Плюсы лицензии: Отдельный диск с кучей интереснейших материалов о подготовке и съёмках – на английском, но с русскими субами. Ага!
Пиратка: В Москве не наблюдается, но есть, например, в Волгограде – но опять без русских субов, зато с английским и на языке оригинала.
Не знаю, как у кого, а у меня Бэтмен ассоциируется с костюмным комиксовым трэшем. Ярко, броско, безумно и местами нелепо. Прикольно, но пересматривать не тянет.
К счастью, в версии Нолана этого почти нет. Я не фанат, чтобы смаковать, насколько точно или не точно фильм совпал с комиксом и предыдущими экранизациями. Нолан снял фильм о страхе, прекрасно поигрался с этой идеей и не забыл однозначно намекнуть, что раздвоение личности – это всегда болезнь. Даже в фееричном Готэме это ненормально. И когда в финале фильма появляется фрик, разбрасывающий всюду карты с джокерами – то вполне естественно свести его с другим фриком, который по части мышей.
Брюс Уэйн – это человек, которого сильно ударили по голове. Он хороший, но и мышу понятно, что, как ни крути, он не более чем придурошный мститель, которого лишь хорошее воспитание удерживает от того, чтобы не начать мстить всем миру. Ну, Уэйн решил мстить преступникам. В примитивной реальности Готэма, где хороших легко и просто отличить от плохих, делать это легко и просто. Отделяем овец от козлов… простите, козлищ – и понеслось.
Есть в фильме хороший момент, когда молодой Уэйн собирается собственноручно пристрелить убийцу своих родителей, отсидевшего в тюряге лет 10. Причём по нервной физиономии «мстителя» понятно, что если шанс представиться – он будет полчаса объяснять присутствующим, что и зачем он делает, может быть, даже расплачется в конце. И не факт, что нажмёт на курок. Обиженный на весь мир идеалист. Ути-пути.
А потом – «я в преступники пойду, пусть меня научат». Он долго и старательно выпускал из себя «тёмную половину», чтобы в ответственный момент обнаружить, что всё равно червячок гуманности никуда не делся, и просто так взять и убить он не может. Для этого надо провести не черту или канаву, а пропасть прокопать между добрым-бесполезным – и злым, но очень функциональным. Стать страхом страха и т.д. и т.п. А костюм человека-летучей мыши – это не для преступников, а для себя-того-который-добрый. Чтобы не срасталось.
Преступников можно испугать любой маской – хоть Пугала. Главное, действовать при этом надо жёстко и беспощадно, карать так, чтоб не прочихались, а у страха-то глаза велики, любой образ доведут до уровня монстра. А вот светлая сторона, которая сомневается и мешает, которая не приспособлена для такого рода занятий – для контроля над этой светлой стороной нужно её напугать. Из её страха восстанет тёмная половина, альтер-эго – тогда, в пещере, окружённый мышами, Уэйн становился другим, и даже не человеком. Потому что так проще. «Это не я – это он». Знакомая отмазка.
Атрибуты и инструменты пришли позднее. Маска – всегда рама для картины или зеркала. Важно почувствовать то, что происходит внутри. Вот как раз само «превращение» изобразили прекрасно. В самом деле – начало всего. Начало лица-в маске. Начало скользкого и крутого красавчика и богача.
Смотреть это безобразие надо с установкой на «экранизацию комикса». Люди-символы и герои-знаки, кукольный театр, где у каждого «актёра» своё амплуа. Нолан попытался сыграть на этом инструменте свою пьесу, и у него получилось. Зная особенности такого «вида» искусства, могу отметить, что получилось великолепно. Он взял проект, который успели опошлить так, что тот стал чисто трэшем – и сделал из него что-то вроде притчи. Профессиональная проверка, которую Нолан прошёл блестяще. Респект.
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ:
1. Когда Нолан загорелся идеей снимать предысторию «Бэтмена», он чуть ли не силком затащил (в проект) сценариста, а потом заманил (к себе в гараж) дизайнера, который сваял кучу моделей всего, что будет в городе и фильме. Потом команда получила в своё распоряжение большой ангар. И заверте…
2. Горы и монастырь снимали в Исландии. Потому что нужны были горы, снег и замороженное озеро, а Нолан хотел «правдоподобия». Поэтому в Исландию, где шёл дождь, завезли снег. Потому что в Гималаи их бы всё равно не пустили.
3. Бэмобиль – это действующая модель. Все трюки исполнял каскадёр. Машина не ломалась. И её хотели все – начиная с Бэйла и заканчивая каскадёром. Мне кажется, её утащил Нолан и спрятал у себя в том самом легендарном гараже, где он слепил из пластилина первый прототип этого бэтмобиля.
4. Боевое искусство, которое используется в фильме – стиль, который называется, кажется, «кинки» (потом уточню). Был изобретён в США для ближнего рукопашного боя. «Бэтмен-начало» стал первым фильмом, где этот стиль показали «на большом экране».
5. Бэйл снимался в «Бэтмене» после «Машиниста». Режиссёр сказал ему, что Бэтмен должен быть «большим». «Big». Бэйл послушно разъелся до состояния «боров», и потом ещё и худел, чтобы влезть в костюм. Но полудел тоже – довольно быстро.
Фразы «невероятно – показываю ему 20 движений, даю плёнки с записями – и на завтра он повторяет все эти 20 движений, а даже я, постановщик трюков, так не могу!» вызывают лёгкую ностальгию… или это уже модно так говорить…
Комментариев нет:
Отправить комментарий