Преамбула:
Буквально накануне в продолжительном разговоре «обо всём» сенсэй коснулся темы захвата японцами Китая. Мол, столько успешных боёв – а толку-то? Сравнить по карте Японию и Китай – и можно не продолжать. Но всё же, всё же – было.
А потом я купил ещё один фильм с Бэйлом – тот самый, где дебютная роль, Спилберг и всё такое. И начал смотреть этот фильм с некоторым скепсисом: мол, интересненько, что это за талантливый мальчик, ради которого даже сделали специальную премию за лучшую юношескую роль? Откуда столько восторгов, и от каких корней растут эти листья?
За что там давали премию?.. Я забыл про премии и сомнения в том, стоит ли диск потраченных денег. Я только успел подумать о том, что Бэйл мало изменился, и в 12-тилетнем подростке можно легко угадать будущие черты взрослого актёра. А потом я забыл и про взрослого…
ИМПЕРИЯ СОЛНЦА
Тему «дети на войне» считают воспитательной и философской, потому что это лучший способ показать все ужасы и зло войны - и весь свет и добро детства.
(Забавно: я выдаю подобные банальности после «Лабиринта Фавна» и «Хребта Дьявола» - да, да, конечно, но всё всегда так и именно так)
Когда знаешь о такой теме, подспудно ждёшь, что начнут «давить на жалость», выжимая слезу. Буду играть на твоих чувствах, использовать твою способность сочувствовать и сопереживать. Ещё будут противопоставлять детей и взрослых. И подчёркивать, что война – это плохо.
И я не буду утверждать, что в «Империи солнца» этого нет вообще. Что там есть ещё:
Режиссёр Спилберг. Основа – роман-автобиография человека, который прошёл через всё… и дожил до экранизации своего детства… которая происходила в тех же местах: Шанхай, КНДР.
Сценарий – Тома Стоппарда (А уж как я удивился, увидев его имя в титрах – на середине прочтения «Травести», между прочим)
Ещё там много самолётов и любви к самолётам. И любовь к японцам тоже есть. Там невероятно-отвратный Малкович (а когда он был другим?) Там хорошо поставленные сцены – без вывертов, без мельтешения кадра, когда понятно, что хотел сказать режиссёр, когда события изображают ради самих событий и людей, в них участвующих.
Но вообще-то это история об одном пацанчике – избалованном, с заумью, воспитанно-наглом, как все дети эгоистичном и одновременно невероятно щедром. Такой живой и понятный мальчишка, которого временами жалко, но только поначалу – и это скорее жалость к взрослому, на которого сваливаются непривычные проблемы. Потому что это невероятно живучее и оптимистичное создание, назойливое и упрямое – никаких вопросов, почему он смог пройти через всё. Понятно, почему ему порой прощали то, чего не прощают другим – фонтанирующее оптимизмом, любопытством и «щастем» существо, которое узнаёт новые слова, всем помогает, учит с доктором латынь, параллельно усваивая японский, спасает жизнь, играет в шарики, охотится на фазанов…
Конечно, без Малковича (предупреждаю – он появляется не сразу, но его легко узнать) в этой миске риса не было бы жучков, что дают столь полезный протеин - но при этом они более чем на равных. Всё же ребёнка трудно обыграть…
…И ребёнок, конечно, играет себя или как бы себя, да и Спилберг умеет работать с детьми, но если этот маленький актёр пропустил через себя хотя бы десятую долю того, что заложено в сценарии, он сообразно испытал то же, что и его герой. И, соответственно, перестал быть ребёнком.
А фильм отличный. Не тяжёлый и не злой. Как бы банально это не звучало – он светлый. Его хочется пересмотреть. Его приятно вспомнить. Он заряжает…
Что касается Бэйла… Во взрослом состоянии он научился прекрасно строить тяжелую каменную морду. Но иногда он улыбается (когда этого требует роль) детской улыбкой Джэки из «Империи солнца».
Если вам плевать на Бэйла – смотрите этот фильм ради Малковича, или Стоппарда, или ради самолётов и японцев. Или ради того, чтобы вспомнить собственное детство. Must see
Комментариев нет:
Отправить комментарий