вторник, 20 декабря 2005 г.

Рецензия на "Мастера и Маргариту"

Впечатления после первых двух серий

Кто сказал, что у нас разучились снимать хорошее кино? Да отрежут лгуну его гнусный язык! Получилось настолько здорово, насколько это может быть, и все возможные сложности восприятия могут быть связаны лишь с тем, что «Мастер и Маргарита» – едва ли не самая популярная книга в России, при всей своей неоднозначности. Практически у каждого давно сложилось своё представление о внешности каждого героя и атмосфере происходящего. Плюс ко всему актеры, занятые в ТВ-сериале – это такая же классика, которая каждым воспринимается по-своему. Абдулов, Басилашвили, Лавров, Гафт, Золотухин, Филиппенко – к ним настолько привыкли, они настолько свои, что совместить ТУ книгу и ЭТИ совершенно родные лица, будет непросто.
Но экранизация вышла достойной оригинала. И не в последнюю очередь роль в этом играет сценарий. Три уровня книги всегда воспринимались непросто: Москва, Ершалаим и инфернальная, потустороння сторона – владения Воланда. В первых двух сериях, как и в первых главах книги, есть только первые два «мира». Решение показать Москву черно-белой и выцветшей, а библейскую историю – в цвете и свете дня можно считать наиболее удачной. С одной стороны, имитация старого кино, которое крутили в кинотеатрах той поры, с другой – та самая подлинная и единственная история, которая и есть Истина. В общем, приемлемое решение воспроизвести структуру романа.
Сам текст, естественно, изменён. Конечно, подобного никогда не простят адепты концепции «одно слово – один кадр», но вообще-то режиссёр имеет право на собственную точку зрения. Более того, он обязан её иметь, потому что любая экранизация – это не просто иллюстрации на плёнке. Многоплановый и извилистый, с хронологической точки зрения, сюжет романа в первых сериях воспроизводится с едва ли не поминутной последовательностью: как только Берлиоз попал под трамвай, Поплавский получает телеграмму, тут же опечатывается квартира – и так далее. Перенасыщенная флэш-бэками книга превратилась в линейное сочетание эпизодов, а иначе сделать было невозможно. Не стоит забывать, что «Мастер и Маргарита» – это ТВ-сериал для широкой аудитории, и лишние отступления будут лишь мешать увидеть главное.
А главное на месте. Самоуверенность Воланда-Басилашвили, посматривающего на литераторов с таким спокойным и насмешливым превосходством, что их просто становится жалко. Неуклюжесть увальня Бездомного-Галкина – и последовавшее превращение его в пророка, который валится после укола и шепчет своё собственное предсказание. Попытки Пилата-Лаврова спасти несчастного безумного бродягу и его бой с Каифой-Гафтом – лишь словами, взглядами и жестами, но всё равно – насмерть.
Можно ожидать, что в следующих сериях будет сохранён тот же высочайший класс, и каждая роль, как и каждая реплика будут вызывать восхищение и восторг узнавания.
Детали и подробности тоже никуда не делись: икота Бездомного, усики Коровьева, акцент консультанта и даже судачки а-ля натурель. Фразы, давно вошедшие в живую речь как поговорки и эпиграфы, любимые моменты и эпизоды, которые не надоедают, сколько не перечитывай книгу. Чувство жалости и ужаса во время допроса Иешуа, невольно вырывающийся смех, когда Бездомный, выпятив глаза, доказывает дьяволу, что его не существует, литераторские интриги и волнения в зале Грибоедова, осторожные вопросы профессора в клинике – перечислять можно бесконечно, но пора с уверенностью констатировать: сериал не испортит впечатление от книги. Дух романа жив – и перенесён на экран. В этот раз гораздо лучше, чем в предыдущие.
Отдельно следует упомянуть об эффектах. Возможно, наибольшее внимание им придадут тогда, когда настанет время Маргариты. Но в любом случае, здесь они не значат ничего. Их и быть должно – минимум. Воланд – это не компьютерная графика, это актерская игра. Никакими техническими средствами не передать кривляние Коровьего или манеры Азазелло. Таким Актёрам, как Басилашвили, Абдулов и Филиппенко не нужны технические новации, чтобы стать теми, кем они стали в этом сериале. Возможно, зритель отвык от действительно хорошей игры и по-настоящему качественной работы. Но ужас, восхищение, жалость, сочувствие и понимание умели вызывать в зрителе задолго до появления самого кино. И кажется, мы опять получили возможность включить своё воображение и начать сопереживать и включаться в происходящее. В конце концов, это любимая книга. Похоже, это ещё один хороший фильм.

(Примечания: Автор рецензии не только любит и хорошо знает «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова, но также в своё время защитил диплом по этому роману, поэтому ТВ-сериал оценивался с разных точек зрения. Претензий нет – есть лишь желание от всего сердца поблагодарить режиссёра, актёров и всю команду. Такую экранизацию ждали очень долго. Спасибо!)

http://www.world-art.ru/account/comment_cinema_public.php?id=5183&&action=1

Комментариев нет:

Отправить комментарий