вторник, 18 апреля 2006 г.

Человек играющий

Йохан Хейзинга. Homo Ludens

Вместо того, чтобы рассыпаться в выражениях восторга, ограничусь рекомендациями, зачем и кому это может быть полезно, ибо триста с лишком страниц не самого лёгкого текста отнимают достаточно бесценного времени.

1. Стремление передать образ мыслей и способ чувствования человека не из современности, а из, скажем, средневековья или более архаичных времён, – больная тема. Влезть в эту шкуру и понять её, начать мыслить ТАК – и при этом осознавать разницу, чтобы потом передать этот «отличный» тип миропонимания в тексте...

Книга Хейзинга позволяет понять не только то, что чувствуют участники обряда, но как в целом складывается мировоззрение у человека архаичной культуры.
Теория Хейзинга (которую он в своей работе вполне успешно доказывает) состоит в том, что «культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается. И те виды деятельности, что прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, как, например, охота, в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму. Человеческое общежитие поднимается до супрабиологических форм, придающих ему высшую ценность, посредством игр. В этих играх общество выражает своё понимание жизни и мира.»

2. Здесь же лежит одна из разгадок того, что такое культура, человеческое общество и сам человек. Не сказать, что ответ окончателен, но вполне логичен, и, что ценно, открывает дополнительные возможности для описания альтернативного разума и пресловутой «нечеловеческой логики».

Хейзинга исследует «культуру в игре» от архаичных форм до современности, причём в качестве примеров архаичной культуры приводит как цивилизации прошлого (Китай, Индия, север Европы, майя, инки и т.д.), так и данные об обычаях племён Африки и Полинезии).
Обращают на себя внимания выводы о современной имитации игровых форм (скажем, он считает, что современный спорт утратил дух игры, присущий спортивным состязаниям Древней Греции).

3. Заданные автором рамки «игры» и «агонального» позволяют по-новому взглянуть на многие современные игры (которые не могли быть исследованы автором в силу объективных причин) – и такое явление как компьютерные игры, ролевое движение и ЖЖ предстают как изначально присущее человеку стремление к игре (это уже мои выводы ^_~)

Так что для тех, кто с увлечением исследует современность, книга может стать источником аргументов и новых теорий.

4. Ну и кроме того, это широкое и интереснейшее исследование истории культуры – от выражения понятия в языке до исследования форм правосудия, войны, поэзии и искусств, философии и мудрости.

Короче, рекомендую.

(для меня в книге нашёлся и пятый пунктик, связанный с масками.
Да, и ещё там подробно рассматривается «потлач» – вот хорошая тема для апокалиптического сюжета!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий