четверг, 23 марта 2006 г.

Ссылка

Это рассказ, который был написан для последней мини-прозы ("Генотип души") – во второй тур не прошёл, но помог попасть на мастер-класс к Лазарчуку:
http://russell-d-jones.livejournal.com/20663.html

А вот рецензия на несуществующий роман, которую по заданию Мастера написал многоуважаемый Guinplen:

--------------------------------------------------------
ПРОГРЕССИВНЫЙ РЕВЕРС
Рецензия на роман
«ПРАВИЛЬНАЯ ДОРОГА»

Начните с малого. Прочтите заголовок этой статьи – «Прогрессивный реверс» и отложите название в самый недолгий ящик памяти, чтобы достать в нужный момент. Он наступит очень скоро. Вспомните, какой именно журнал читаете и преисполнитесь за себя чувства гордости – у вас совершенный вкус и неискоренимое чувство стиля. Наконец, вслух, громко произнесите мое имя (по традиции найдете его в самом конце страницы) и озвучьте что-нибудь привычно-восторженное, нечто вроде: «Сертий Плюм опять в своем духе! Невообразимо затянутое начало и равноценно непонятное!» Будем же честны друг перед другом и верны сами себе – я не скоро обрету искомую понятность и простоту, а вы еще долго будете открывать журнал сразу на рубрике «Книжный лабиринт».
Подпущу немного условности. Столько тумана я развел по одной-единственной причине – собраться с мыслями. Чрезвычайно трудно подобрать нужные слова для того, чтобы на двух журнальных страницах внятно расположить собственные соображения после прочтения «Правильной дороги». Труд мало того, что объемистый, так еще и претендующий на некоторую эпохальность. Убежден, почувствуете себя странно уже на второй главе, и клянусь, вам, дорогой читатель, потребуется гораздо больше времени, чтобы избавиться от ощущения раздвоенности, нежели мне. Это ни в коем случае не похвальба, я всего лишь более подготовлен к всяческим литературным эскападам. Помните мой пассаж о заголовке статьи в самом начале? Момент настал. Буксующее сознание и «Прогрессивный реверс». Сознаюсь, книг подобных этой мне читать не доводилось. Представьте себе исполинский труд, простирающий зоркое око в глубины истории и ведущий вас через века в современность. Готов утверждать, ничем при этом не рискуя, вы уже читали подобные опусы, взять того же Питку Смола с «Тьмой времени» или Гангуна Истино с «Безумием сердец». Так вот: забудьте все, что читали раньше и приготовьтесь в буквальном смысле встать на голову – «Правильная дорога» выстроена совершенно необычным образом. Книга не восходит, а нисходит по хронологической лестнице. Готовы к тому, что начало каждой последующей главы станет объяснять истоки и предтечи главы предыдущей, вами уже прочитанной? Привычного торжества человеческого духа, словно выходящего на свет из сумрачного, туманного времени, на этот раз не случится. Наоборот, как отважный исследователь, вооруженный недюжинным интеллектом и любознательностью, выпестованной веками преодолений, мы отправимся в направлении, прямо противоположном. Из света просвещенной эпохи уйдем во тьму мрачного времени. И на этом тернистом пути, уважаемые читатели, будьте готовы ко всему. Вашим проводником во тьму опасных времен выступлю я, непонятный, витиеватый и непредсказуемый Сертий Плюм!
Странным свойством обладают времена недавние, которые большинство из нас еще помнит самолично или по рассказам бабушек и дедушек. Как будто видим привычный нам интерьер, только освещенный несколько иначе. Все то, и не то. Удивительно благостная картина! А представьте себя, уважаемые читатели, в начале долгого и трудного пути. Вы стоите на мрачной дороге у столба с фонарем, ярко горящим на верхушке. Если готовы отправиться в путь, перед вами стоит немудреная задача – как облегчить себе «сошествие в темноту»? Ответ напрашивается сам собой – чтобы как можно дальше отбросить мрак, фонарь, под которым начинается путь, должен гореть максимально ярко. Автор с поставленной задачей справился блестяще. Его стараниями фонарь современности горит невозможно ярко, пожалуй, излишне ярко. Стоит ли преувеличивать свет современности? Вряд ли отсюда, из благостного грядущего мы сможем напрочь отбросить мглу, окутавшую наши общие истоки. Так стоит ли стараться в тщете усилий? Откуда эти елейные персонажи с медовыми биографиями? Скажу вам по секрету, о Хельке Умбро могу судить не понаслышке. Ее знал мой дед и на съемках пресловутых шедевров художественного и документального кино присутствовал лично в качестве оператора. Должен вам заметить, мнение современника о Хельке несколько разнится с мнением автора. И по мне, лучше бы она занималась своим прямым делом – летала, и не забивала голову никчемными увлечениями.
Помните непререкаемую истину: «Всякое чтиво – только пища для размышлений, никак не догма?» Не забывайте эту мудрость дорогие читателя, ибо автор «Правильной дороги» сделал все, чтобы темное прошлое осталось далеко позади. Сделал в буквальном и переносном смысле. Только нужны ли были эти исполинские усилия? Не стоит закрывать глаза на действительность, купаясь в свете иллюзий, неприглядная истина, отброшенная прочь, раз за разом возвращается, точно бумеранг. Бьет больно. Когда, на каком этапе пути мы потеряли, позабыли положение Писанного Священия о том, что человек – творение суть несовершенное? Анекдотично смотрятся похождения Эги Кастина и весь его благообразный облик без столь важной детали. Тут я готов скорее разделить взгляды на жизнь Церкви Старой Веры, чем просветленного Броу Дарая и вовсе не из-за схожести мировоззрения. Просто предпочитаю не поворачиваться к человеку лишний раз спиной. Спасла ли положение Лига Мира? Превратился ли наш мир в одну дружную семью? Вряд ли. Говорю об этом со знанием дела. Вы не найдете на страницах книги правды о Хельке Умбро, человеке выдающихся качеств и не менее выдающейся зависти. Интересно, по какой такой загадочной причине на соревнованиях по воздухоплаванию в 1348 году основной соперник Хельки Пивела Лезва рухнула вместе с воздухолетом? Несколько человек видели Умбро у ворот ангара соперницы в ночь накануне старта. Случайность? Клапан заклинило само собой? Действительно, сущие мелочи! Не менее удивительно смотрится карьера Хельки на ниве кино. Эпизодическая роль на несколько секунд и сомнительный консультант в кино документальном.
Может возникнуть иллюзия какой-то исключительности Хельки в этом смысле. У меня к вам вопрос, дорогие читатели: Стоит ли зарываться в семейные архивы Аяно Дарена, Жервени Юлинбай и Тэрсаха Северянина в надежде подпитаться уверенностью в жизни и примером для подражания? Убеждены, что это необходимо сделать? Дело сущий пустяк, письма, записки и сочинения при известном старании, сделаются доступны в течение недели. Поскольку я получил рукопись книги на рецензию задолго до публикации, означенная неделя у меня была. Извольте вчитаться в нижеследующие пассажи: «…напыщенный, самодовольный дурак, всей изворотливости которого хватило только на то, чтобы присвоить себе лавры первооткрывателя закона, пользуясь связями в академической среде!» Источник – Центральный архив, зал номер 5, стеллаж 876, том 7685, страница 54. Угадайте о ком это? Правильно Аяно Дарен об Эге Кастине. Полагаете, Кастин остался у маэстро в долгу? И будете неправы! Ну что вы, для ответных гневных выпадов он слишком хорошо воспитан! Наш герой понес свет истины дальше, то есть вглубь! Вот как он высказался о…, впрочем, помолчу, всему свое время: «… Ну откуда, откуда у нашего светоча на все нашлось время? Нужно быть полным дураком, чтобы не заподозрить за спиной гения, в полутьме углов его мастерской целой армии безымянных поденщиков-ремесленников! С каждого по дельной мысли – получите, пожалуйста, проект подводной лодки!» Нужно пояснять о ком это? А вот что действительно пояснить стоит, это расположение истины – зал номер 6, стеллаж 361, том 6821, страница 125. Если вы, дорогие читатели, предположите ответный выпад, опять будете неправы. И в этом случае свет истины также понесли дальше, то есть вглубь. Впрочем, не станем увлекаться архивами гениев. Если выкажете интерес, мои дорогие читатели, готов сутками напролет просиживать в архивах. А пока вернусь к книге…
Наше прошлое выглядит смело и безрассудно. Отчаянно смело и отчаянно безрассудно. Позвольте от вашего имени задаться вопросом, что за персонаж фигурирует в этом титаническом труде под именем Нивер Ойта, и что за ленточку вытянуло сквозняком истории до наших времен? В наши дни только ленивый не предположил в Ойте сверхъестественное существо с неисчерпаемыми возможностями. Идея совершенства и всеобщей гармонии достаточно привлекательна, чтобы в качестве девиза полоскаться на всех без исключения семейных штандартах. Идея, безусловно, достойная, чтобы развиться в руководство к действию и сделаться моральным поводырем, выводящим нас из тьмы прошлого. Но напомню, дорогие читатели, мы с вами идем в прямо противоположном направлении! Кругом уже темно, мрак и ночь окутали все кругом, слышен лязг мечей… но, что это виднеется там вдалеке? Что за странный шум? Звездолеты? Ойта в шлеме? Но откуда?..
И все же читайте, друзья мои, читайте взахлеб и запоем, забывая о еде и сне, делах и отдыхе. Читайте, и кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, через несколько лет стартует в обратный путь – из тьмы веков в наше время. Мой вам совет, не берите в дорогу много вещей – излишняя ноша оттянет плечи и сотрет ладони. Возьмите только необходимое, ограничьтесь собственным несовершенством и верой в свет в конце пути. Не тащите вперед то, что все равно рано или поздно найдете. К слову и найти такое в мрачном времени вам не удастся. Удачи на тернистом литературном поприще!
(с) Guinplen-Азамат
--------------------------------------------------------


Что было на первом этапе мастер-класса (когда обсуждали как раз моё "творение") помню плохо: преферансисты, сволочи, зачем я пил?.. Помню, что смеялся до слёз, когда Guinplen читал свою рецензию. Так что рассказ можно спокойно пропустить, дабы лишний раз не загружаться, а рецензия хороша!

Комментариев нет:

Отправить комментарий