среда, 7 февраля 2007 г.

NITABOH 仁太坊―津軽三味線始祖外聞


«Нитабо» – Сямисэнный байопик с Хоккайдо

Наверное, каждый хоть раз в жизни видел уличных музыкантов. Вернее, слышал – сквозь шум метро, гул толпы и монотонный голос города внезапно пробивается что-то живое и словно бы обращённое к каждому прохожему. Будь это неумелые подростковые аккорды на расстроенной гитаре, или изысканная скрипка студента консерватории, или что-нибудь экзотичное, например, ситар или балалайка, – всё равно это музыка, та необъяснимая словами «субстанция», которая порой подобна магии. А если тот, кто играет, действительно умеет это делать, то остановишься, забыв про спешку, и бросишь несколько монет или бумажек в картонную коробку у ног музыканта. Просто чтобы хоть как-то отблагодарить.

Когда музыка затрагивает что-то в людских душах, её действие подобно словам учителя (в дзэн-буддийском смысле этого слова) – не научить истине, но подтолкнуть к просветлению, чтобы каждое сердце рассказывало себе свою историю. Это происходит и сейчас, а в те далёкие непромышленные времена, когда не было ни радио, ни записей, музыка была особым удовольствием и, наверное, воспринималась совсем иначе. Только представить: холодное зимнее безмолвие на Хоккайдо, лишь поскрипывает пол да трещат угли в очаге, и вдруг у ворот раздаётся что-то на удивление знакомое – напоминающее о журчании весенних ручьёв, о первых цветах, о тяжёлых колосьях, о реке, в которой отражаются горы и алые кленовые листья. Как будто босама, слепой бродячий музыкант, способен видеть саму суть красоты и воплощать её на своём сямисэне.

В «Нитабо» рассказывается об одном таком музыканте, о его жизни, музыке, стремлениях и людях, которые его окружали. Иначе говоря, это байопик – жанр, великолепно освоенный киноискусством, но в аниме редкий, что вполне оправдано: если растягивать чью-то жизнь на сериал, будет либо скучно, либо неправдоподобно. Байопик суть превращение чьей-то жизни в поучительную историю, и нередко ради морали приходится жертвовать занимательностью.

Главный герой Нитаро – не историческое лицо, а выдуманный персонаж, легендарный зачинатель тсугару-дзямисэна, стиля игры, который теперь известен и признан во всём мире. Не удивительно, что такая завязка влечёт за собой главный недостаток – не в последнюю очередь это воспитательный фильм, снятый с понятной целью: приобщить зрителей к истории и культуре страны. Поэтому так однозначно и чётко отражено «время перемен» – первые годы революции Мэйдзи, социальные изменения и отмена изоляции страны. В «Нитабо» общественные преобразования не раз затронут жизнь главного героя, и сам он в какой-то мере оказывается «революционером-основателем», для которого самисэн стал настоящим делом жизни, буквально оправданием собственного существования.

Однако почти классическая одержимость Нитаро не позволяет сюжету деградировать до примитивного «прохождения уровней и получения бонусов». Слепой юноша из «низкого» сословия, он относится к социальным ограничениям не как к абсолютному злу, которое необходимо уничтожить, но скорее как к преграде для собственной цели – научиться играть так, чтобы на его музыку откликались людские сердца, чтобы эта музыка давала то, что даёт любовь, красота мира, желание жить. Иная цель была бы предательством. Иная награда сводила бы на нет все страдания и лишения.

«Нитабо» до конца остаётся фильмом о музыке и мастерстве, отодвигая на периферию и бытовые, и романтические, и социальные вопросы – собственно, такому же правилу подчинена жизнь главного героя. И финальные эпизоды фильма, словно завершающий аккорд, удерживают настрой и атмосферу.

Эту историю прекрасно дополняют сочные, яркие, насыщенные цвета, подчёркивающие многообразие природы северной Японии. Что касается саундтрека, то создатели фильма сделали очень правильное решение, когда оставили самисэн и флейту только тем эпизодам, где они звучат. Всё остальное время – не особенно выдающиеся, но и не раздражающие мелодии, подчеркивающее грустные, весёлые или трагичные моменты сюжета. Так что сямисэн не успевает приесться и надоесть, а поскольку он звучит не часто, в него начинаешь вслушиваться и понимать.

Как заметил главный герой другого, более известного аниме: «Возможно, песня годдзэ (слепой женщины-музыканта) вызывает такие глубокие чувства и заставляет плакать, потому что эта музыка открывает нам то, что мы не может увидеть в обычной жизни». Можно сказать, что музыка вообще обращается напрямую к чувствам: неподвластная словам или краскам, её красота существует лишь во время её звучания – и кажется, что она принадлежит каждому, кто слушает.

Кадры из фильма: http://www.world-art.ru/animation/animation_photos.php?id=3455


Примечание 1:
Название фильма составлено из имени главного героя Нитаро и его «профессии» босама.
(Полное название фильма: «Нитабо – Честь основателя цугару-дзямисэна»)


Примечание 2:
Музыку для самисяна Нитаро исполняет Агацума Хиромицу.

Агацума Хиромицу (上妻 宏光 , род. 27 июля 1973 г.) – известный японский J-Pop музыкант, играющий на цугару-сямисэне.
Два года подряд он становился победителем Национального Конкурса Цугару (в 1995-1996 гг.), впоследствии начал сольную карьеру. На 16-й церемонии вручения «Золотых дисков» Японии его первый альбом «Agatsuma» победил в номинации «альбом года в жанре традиционной музыки». Ещё большую известность он получил после участия в рекламе «Toyota Corolla Fielder». В 2003 году он был награждён как «великолепный музыкант» на 11-й церемонии вручения наград в области искусств и культуры в Сипонити.


Словарь:
СЯМИСЭН
(кит. «саньсянь», 三味線 – буквально «три струны») – щипковый инструмент лютневого семейства. В Японию сямисэн попал из Китая, через острова Рюкю.
Корпус сямисэна деревянный, дека кожаная, струны из шелка, строй квартовый или кварто-квинтовый. Имеется ряд разновидностей сямисэна, каждая из которых обладает специфической тембральной палитрой. Звук извлекается с помощью плектра бати и специального приспособления в виде металлического крючка юбикакэ, зажимаемого между первым и вторым пальцами левой руки. При игре плектром звучание сямисэна может приближаться к звучанию ударного инструмента, т.к. при защипывании струны производится удар по кожаной деке.
Наибольшее распространение сямисэн получил во времена эпохи Эдо.
Сямисэн используется как аккомпанемент в двух типах вокальной музыки – мелодичном пении и сказительном пении. Первый тип имеет два отличных друг от друга направления – дзиута и нагаута. Дзиута давала удовольствие как чистая музыка, музыка сама по себе. Нагаута сформировалась как аккомпанемент для танца в традиционных драмах кабуки.

ЦУГАРУ-ДЗЯМИСЭН ( 津軽三味線 ) – разновидность сямисена и жанр музыки, исполняемой на этом инструменты.
Цугару-дзямисэн получил распространение в местности Цугару префектуры Аомори на самом севере острова Хонсю. По сравнению с обычным сямисэном, у цугару-дзямисэна более толстый гриф, а струн касаются более крупным плектром. Цугару-дзямисены обычно обтянуты собачьей кожей.
Исполнители цугару-дзямисэн славятся вдохновенной импровизацией, а музыка отличается экспрессией и более жёсткая по сравнению со звучанием обычного самимсэна.

Известная группа «YOSHIDA BROTHERS», играющих на цугару-сямисэнах:
http://www.youtube.com/watch?v=0KMmmE9LDjI


ФУТОЗАО и ХОСОЗАО
Сямисэны делятсяна три типа: футозао (большая дека), наказао (средняя дека) и хосозао (тонкая дека). Для хосозао обычно используется кошачья кожа, и собачья – для футозао. Эти и другие обличия определяют оттенки и громкостью звучания. Как отмечает Дайдзё Кадзуо, автор романа, по которому был снят фильм, музыканты босама играли на хосозао, в то время как Нитаро начал использовать более сильный по звучанию футозао.


ГОДЗЭ (瞽女 – букв. «слепая женщина»).
Годзэ – слепые женщины-музыканты, которые ходят от деревни к деревне, зарабатывая себе на жизнь игрой на самисэне и исполнением песен. Обычно годзэ путешествуют в компании из нескольких человек, которые состоят из старшего – мастера – и нескольких учеников в сопровождении зрячих женщин-поводырей.
Годзэ проводят в дороге почти весь год, останавливаются в Годзэ Ядо (瞽女宿 – «гостинице для годзэ») и дают представление «Кадозукэ», а потом зачастую весь вечер выступают перед посетителями или по приглашению на приёме.
Годзэ входят в организацию слепых «За», в которой помогают друг другу, но только при условии выполнения строгих правил. Например, существует запрет на вступление в брак. Тех, кто нарушает правила, изгоняют. Их начинают называть «потерянные годзэ» или «посторонние годзэ» (по сюжету романа Дайдзё Кадзуо материю главного героя была одна из «потерянных годзэ»)
Самые известные годзэ – это Годзэ Нагаока и Годзэ Такада (из префектуры Ниигата). Число годзэ разнилось, но в какие-то годы их число достигало одной тысячи во всей Японии. Это одна из немногих профессий, которые позволены слепым женщинам (наряду с массажем и «пострижением» в монастырь).

БОСАМА – слепой бродячий музыкант (мужчина), играющий на сямисэне.

КАДОЗУКЭ – представление перед воротами дома, которое даёт босама. Слушатели одаривают музыканта деньгами или едой. Первоначально кадозукэ был основан на представлении, что Бог стучится в каждую дверь и одаривает людей своей милостью.

ТОДОЗА – организация слепых музыкантов, играющих на самисэне. Была образованы в эпоху Муромати братством бродячих монахов, которые исполняли «Сказания о Хейкэ» (средневековый воинский эпос) и играли на биве (хэйкэбиве). Тодоза пользовались покровительством сёгуната, поэтому могли устраивать свои представления во время праздников. После падения сёгуната они сравнялись по положению с босама.

ИТАКО – духовная практика на о. Хонсю и женщины, которые использовали её, поэтому могли общаться с мёртвыми, предсказывать будущее и т.п. По своему авторитету итако были близки к шаманам. Итако становились слепые девочки или девочки, у которых были особые способности – их брали в ученицы, и по прохождении духовной практики становились прорицательницами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий