понедельник, 12 февраля 2007 г.

Equilibrium

Прелюдия:
Как уже некоторые догадались, у меня образовался некоторый крен по Кристиану Бэйлу (после «Престижа»).
В рецензии на «Машиниста» я позволил себе сравнить его с Де Ниро, а поскольку за такие слова следует отвечать – по крайней мере, перед собой – я решил пересмотреть (и заодно прикупить в коллекцию) некоторые фильмы с его участием.

Забегая вперёд, отмечу: я всё ещё не разочаровался.


ЭКВИЛИБРИУМ

Первые десять минут:«Ну, поклонницам Бэйла-бисенёна (то бишь красивого парня, на которого приятно смотреть) этот фильм надо рекомендовать в первую очередь».
На пятнадцатой минуте: «Хм, аккуратная экранизация НФ рассказа в жанре антиутопии 70-х годов».
На 20-й минуте: «Мне нравится, что они делают с пистолетами».
На 25-й: «Так-так, пахнет хорошо пропеченным буддизмом»
После финального кадра: «!!!!!»

«Эквилибриум» похож на аккуратный и хорошо сделанный рассказ «идеи» - когда некую мысль крутят с разных сторон, интерпретируют то так, то эдак, пытаются понять, объяснить и тут же опровергают это объяснение – вначале примитивно, но потом всё больше и больше уходя от западно-очевидного разделения мира на добро и зло и приближаясь к инь-яню, взаимодействию и взаимодополнению противоположностей, чёрного и белого, героя и предателя, жертвы и убийцы…

Зная историю фильма (минимально смешной бюджет в эпоху «матриц») отсутствие спецэффектов перестаёт «огорчать». Потом оно начинает радовать – потому что экшена и драйва здесь ровно столько, сколько нужно по сюжету. Всё остальное держится на актёрах и на том самом сюжете, который кажется банальным ещё и потому, что его не стали усложнять заумью и лишними отсылками к «Библии» и Кэрроллу.

Невероятные «террористы» с Моной-Лизой – наивно и глупо – лишь до той минуты, пока спецназ не вламывается в комнату очередной преступницы и не обнаруживает там какие-то пузырьки, склянки и яркий мусор, что пробуждает пресловутые «преступные чувства». И после того, как оценишь внутренне убранство жилых помещений этой «новой утопии» - модно, строго… и никакого выбора…

Йетс к месту. Его можно было бы выставить эпиграфом – и это был бы тот случай, когда эпиграф очень к месту.

Тем не менее патетические глупости о вреде эмоций то и дело оказываются вполне разумными словами: например, в тот момент, когда главный герой укладывает с десяток спецназовцев ради одной банально-благородной цели, ради спасения одной крошечной невинной жизни… Десять человек… Очень хороший парень…

В финале все линии-метафоры сводятся в одно: бело и чёрное с красным, победа и поражение, свобода и правда, за которой прячется другая правда – и уже не знаешь, что лучше: мальчик в стиле робота-Павлика Морозова или мальчик, улыбающийся при звуках взрывов. Да и двойная цена «прозрения» главного героя заставляет иначе взглянуть на законы Либрии. Сцена же проверки на «детекторе эмоций» сама по себе чудная метафора…

Так что понятно, почему этот фильм недооценили сначала, и почему он не исчез в потоке ежегодного шлака. В отличие от фильмов-ответов или фильмов-загадок, он скорее фильм- метафора, при всей утрированности ситуации позволяющий почувствовать историю и пропустить её через себя. И как рассказ с перевешивающим финалом, он требует серьёзного и внимательного зрителя, который в итоге будет вознаграждён.

Бэйл чертовский хорош – каменная морда, которая потом начинает раскалываться, пока из неё не выглядывает нечто живое, эмоциональное и пугающее. Нельзя сказать, что он вытягивает весь фильм: у него отличные партнёры, и здесь нет ситуации «Дартаняна и пидарасов», скорее – хороший актёрский ансамбль.

Если «начинать» с «Эквилибриума», в других фильмах будут «улавливаться» отголоски этой роли. Но вообще-то это не «роль только для Бэйла»: перед ним стояла простая актёрская задача, и он с ней отлично справился. Впрочем, он к ней подходит, вернее его безупречная физиономия чудно гармонирует с эргономичным минимализмом Либрии. Эдакий «новый терминатор» в чёрной коже...

Комментариев нет:

Отправить комментарий